Планирую сплав на вышеуказанные числа. Желающие - отписывайтесь. Чуть позже выложу сюда подробный ликбез по особенностям сего мероприятия. С женами, детьми - только приветствуется.
Маршрут.
Предлагается предельно матрасный маршрут, примерно по 13 км на день. В точках с указанием километража будет привал, купание, перекус и все такое. В точках 12,4 или 14,1 км будет ночевка. Там песчаные косы небольшие, с видом на Волжскую ширь. В 12,4 должны быть теплые мелкие затоны, как раз для детворы. Отправление и прибытие с асфальтового спуска к воде за реч. портом.
Расписание.
Предлагаю прибыть на точку старта в 9-10 утра субботы (25 июня). Около часа уйдет на сбор байдарок, укладку вещей, отправку машин на стоянку. Возвращение будет туда же, думаю, не позже 15-16 часов воскресенья (26 июня).
Питание.
По питанию полное самообеспечение. На вечернюю трапезу предлагаю каждому замариновать мясо на свой вкус, взять с собой фольгу. Захвачу с собой коптилку, приготовим в ней мясо.
Воды берите 5л/чел.
Снаряжение.
Так же полное самообеспечение. Из общего снаряжения возьму таганок, рубило и коптилку. Так же захвачу костровую цепь, при необходимости сделаем треногу из подручных материалов.
Байдарки.
Прокатов в Самаре несколько: турпрокат, Инфа с Велосамары, Каяк-тур, Андрей Бердников. Я в свое время брал в турпрокате всегда. В сезон там могут заранее разбирать байдарки, так что есть смысл заранее забронировать лодку. Так что ищите, звоните, арендуйте сами. Не забудьте взять жилеты на весь экипаж и хотя бы один гермомешок литров 40-60 на лодку.
Общая инфа для начинающих.
Если вы впервые собираетесь поучавствовать в сплаве на байдарках, то вам следует знать некоторые вещи об этом процессе.
1. Почему вам не стоит учавствовать в сплаве? Если вы панически боитесь воды - сплав не для вас. Если вам чужд коллективный труд по обустройству лагеря (палатки, дрова, очаг, кухня, другое) - сплав не для вас. Если ваши руки не могут целый день двигать что-то тяжелее компьютерной мышки - сплав не для вас. Если вы не любите преодолевать слабости и трудности - сплав не для вас. Если мокрые ноги и ветер для вас являются отличным поводом чтобы простыть - сплав не для вас. Если вы боитесь шторма, дождя и ветра - сплав не для вас.
2. Почему вам стоит поучавствовать в сплаве? Если вы любите воду, любите простор и природу, любите беседы у костра, любите походную кухню и радость походных забот, любите бывать в новых местах, общаться с новыми людьми, открывать что-то новое в себе, если любите активный отдых и не боитесь физических нагрузок и плохой погоды - вам прямая дорога на сплав.
Особенности сплава.
Сплав на байдарках, как и любое другое мероприятие, имеет ряд особенностей.
а) Вокруг вода. Вы должны как минимум не бояться воды. Неплохо бы уметь плавать. Впрочем, если плаваете вы как топор, то спасжилет ваш друг. Утонуть в нем... даже не представляю как. Наверное нужно сделать невероятный акробатический трюк, или одеть жилет как трусы.
В байдарке всегда вода, примите как аксиому. Вода стекает с ног, когда вы садитесь в лодку, вода просачивается через швы, вода залетает брызгами с весел. А еще может пойти дождь или захлестнуть волна через борт. Это не потопит байдарку, кроме грузоподъемности, которую не стоит превышать, у нее есть запас плавучести, поэтому даже несколько ведер воды в байдарку не повлияют значительным образом на ее статус плавучего судна.
По обуви: на мой взгляд, оптимальная обувь для байдарки - сандали, которые не жалко. Босиком в байдарке не очень удобно, впрочем это уже индивидуально. В любом случае на вечер стоит иметь запасную сухую закрытую обувь, чтобы ноги отдохнули от сырости и их не сожрали комары.
Все вещи, которые необходимо держать сухими, НЕОБХОДИМО упаковывать в полиэтиленовые мешки. Кто-то упаковывает каждую вещь в отдельный пакетик. Для любителей простых радикальных решений, есть мусорные пакеты в 120л, в которые помещается рюкзак целиком.
Следует брать с собой большую поролоновую губку. Ей удобно удалять воду из байдарки, мыть байдарку от песка перед сушкой в конце сплава.
Советую каждому гребцу держать под рукой бутылку с водой, ибо пить хочется постоянно.
б) Много солнечного света. Солнце жарит не только сверху, но и отраженные лучи от воды тоже дают свой вклад в образование загара. Поэтому на сплаве загар ложится особенно активно. Больше всего страдают плечи и колени. Проще всего на период наибольшей активности Солнца одевать штаны и рубаху с рукавами. Впрочем, это тоже индивидуально.
в) Хорошая физнагрузка. Байдарка в сборе весит около 30кг. Плюс рюкзак с едой и вещами, палатка, вода, всякий прочий скарб. Все это надо тащить на автобус/электричку, потом тащить до места старта, на финише обратно тащить в автобус. Собственно сборка байдарки тоже процесс, требующий приложения усилий, как физических, так и умственных. В процессе гребли вам придется не только толкать веслом лодку вперед, но и удерживать в течении всего дня весло на весу. А на привале нужно еще искать/таскать/пилить/рубить дрова, ставить палатку, таскать вещи, складывать байдарки поближе к палаткам и т.д. Очень критично отнеситесь к своим физическим возможностям. Если вы не сдюжите, то это будет не столько неприятно вам, сколько доставит массу неудобств всей остальной группе. Поэтому думайте прежде всего о других.
г) Как сидеть и грести на байдарке? Про байдарки существует страшилка, дескать они постоянно переворачиваются. Как правило, это говорят те, кто ни разу на них не плавал. За более чем 6 лет регулярных сплавов и вождение групп, в т.ч. полных нубов, не было ни одного переворота байдарки (оверкиль). При этом мы ходили даже в шторм с волнами высотой около полуметра (на Волге). Чтобы перевернуть байдарку, нужно очень постараться. Как правило, люди без лишних разъяснений быстро понимают, что в байдарке стоять в полный рост нельзя и даже когда вы в ней в полуприседе, она начинает раскачиваться и приходится придерживаться за борта и балансировать. Самый неустойчивый момент - посадка/высадка, когда вы вынуждены привстать в байдарке, чтобы выйти или сесть в нее. Но это происходит обычно на глубине по колено, так что страшного ничего нет. Впрочем я не видел, чтобы этот процесс у кого-то из новичков вызывал трудности.
Садиться в байдарку лучше так, чтобы более легкий человек сидел впереди, а более тяжелый - сзади. В этом случае нос будет приподнят и будет всходить на волны, а не зарываться в них.
Посадка в байдарке имеет три основных нюанса: подпорка спины, высота посадки, пространство для ног. Сидеть несколько часов без подпорки для спины тяжело. Для этого надо сидеть на чем-то верхом, подогнув ноги под себя. В байдарке для этого маловато места, да и ноги быстро затекут. Поэтому нужно что-то мягкое подложить под спину, ибо спинки у байдарок как правило жесткие и невысокие. Отлично с этим справляется жилет или свернутая пенка.
От высоты посадки зависит легкость гребли и устойчивость лодки. Чем ниже посадка, тем лодка устойчивее, меньше парусность (сопротивление ветру) но грести тяжелее, поскольку приходится держать весло выше. При более высокой посадке увеличивается парусность (впрочем при попутном это только плюс), лодка становится менее устойчивой (чуть больше раскачивается), но весло держите уже ниже и рукам легче. Подбирается экспериментально, исходя из индивидуальных особенностей человека и лодки. Если байдарка прилично загружена, то она более устойчива и можно сесть повыше.
Пространство для ног лучше иметь с запасом. Вы будете вынуждены сидеть в непривычном положении несколько часов не вставая, ноги устают, поэтому хорошо иметь возможность менять положение ног. Я обычно кладу перед собой рюкзак таким образом, чтобы по бокам от него оставалось место, куда можно засунуть ноги. Приятное разнообразие.
Сборка весла. Весло у байдарки двухлопастное и разборное. Соединять их можно параллельно и под 90 градусов (угол между плоскостями лопастей). Момент тоже сугубо индивидуальный. Профи гребут с 90град веслами, говорят, что так проще. Я гребу с параллельными лопастями. Новичкам стоит попробовать оба типа сборки весел, но начинать я бы советовал с параллельного, т.к. не надо думать о повороте весла.
Как грести. Грести надо поочередно, левым и правым. Вобщем-то это понятно с первого раза и не вызывает особых трудностей. Трудности начинаются, когда байдарка начинает "рыскать" - вилять из стороны в сторону из-за ветра, неслаженности работы гребцов или течения. Тут как с ездой на велосипеде, где нужно согласовывать движения ног, поворот руля и наклоны туловища. На байдарке нужно согласовывать усилия гребка правой и левой рукой, тем самым удерживая курс. Иногда приходится сделать несколько гребков подряд только с одной стороны. Проще всего заднего назначить гребущим, а переднего рулящим (на двухместных байдарках с экипажем в 2 человека). Тогда задний просто гребет не заморачиваясь, а передний подруливает и держится курса. В противном случае, не имеющий опыта и согласованности действий экипаж будет просто мучиться. Когда рулят оба, то лодку будет мотать в два раза сильнее, поскольку передний рулящий не будет учитывать рулящего усилия заднего гребца. При необходимости байдарку можно резко повернуть, для этого задний гребец резко "втыкает" весло в воду с той стороны лодки, куда надо повернуть нос. Если надо резко затормозить - делаются резкие гребки назад. Такое бывает необходимо, если впереди возникает подводный камень, коряга или при опасности столкновения с другой лодкой.
Подходить к берегу следует на малой скорости, внимательно глядя в воду, чтобы не напороться на подводные камни. Если дно усеяно мелкими камнями, то лучше остановиться заранее, не утыкаясь носом в дно, чтобы не порезать шкуру лодки. Если дно чистое песчаное (земляное), то можно слегка ткнуться носом в дно. После выхода гребцов из байдарки, лодку стоит затащить носом на берег, чтобы она надежно зафиксировалась. Прибой способен раскачать лодку и тихонько стащить с берега. Если вы в этот момент будете пребывать в блаженстве после сытного обеда, то можете не заметить, как байдарка уплывет вниз по течению.
д) Сборка байдарки. Байдарки все разные, стоит ознакомиться с инструкцией по ее сборке. Но есть ряд особенностей, которые стоит соблюдать с любой байдаркой.
В сплав следует взять с собой следующий набор вещей: хб перчатки, отвертка, пассатжи, проволока, ветошь, изолента, веревка, скотч водостойкий. Перчатки стоит одевать при сборке, чтобы не ободрать руки, да и алюминий от рук отмывается так себе. При гребле тоже неплохо одевать перчатки, чтобы не было мозолей. Отвертка и пассатжи могут пригодиться, если какой-то узел будет заедать. Проволока часто успешно заменяет потерянные винты или штифты. Ветошью нужно протирать соединяемые места от песка. Изолента тоже бывает пригождается для дополнительной фиксации отдельных элементов. Веревка вообще универсальна. Скотч беру на случай повреждения шкуры. Но надо найти такой, который не отвалится, будучи погруженным в воду. Я беру серебристый армированный.
Самый главный момент при сборке байдарки - аккуратность. Если вы собираете каркасную байдарку, то вам придется вставлять алюминиевые трубки друг в друга. Если в месте контакта трубок окажется песок, то разборка может превратиться в муку. Тщательно очищайте от песка каркас байдарки перед сборкой. Не бросайте трубки в песок, не ленитесь вытряхнуть песок из полости трубок. Не применяйте чрезмерных усилий для вставки трубок друг в друга. Если трубка не вставляется от руки - вероятно там попал песок или это не та трубка. Забив трубку силой, вы потом не разберете соединение, ибо алюминий вязкий и имеет склонность к прилипанию и заклиниванию.
е) Байдарка и волны. Как проходить на байдарке высокие волны, например, от пролетающих мимо катеров? Честно говоря особо этим не заморачиваемся. Байдарка нормально проходит волны любым образом. Исключение составляет разве что длинная груженая байдарка (3х местная например) при проходе волн поперек. В этом случае байдарка жутко гнется и может сломаться. Более короткие байдарки, при проходе волн поперек, просто могут зачерпнуть немного воды через борт. Особенно это касается байдарок с носом типа Тайменевского, который от края бортов идет вниз. Они как бы подныривают носом под волну, волна катится по лодке и немного заливается внутрь. Сам я плаваю на Ильмене, который сделан по типу каноэ. У него оч высокий нос и он не подныривает в волну, а разбивает ее в стороны. В принципе лучше быть параллельно волне, в этом случае вы просто покачаетесь на волнах. Тело при этом стоит удерживать вертикально и не грести, чтобы не опрокинуть себя. Во время одного из сплавов в шторм оказалось, что лучше идти поперек волн, поскольку волны, бьющие сбоку, в изобилии захлестывают в лодку. А те же волны спереди захлестывают гораздо меньше. Но при шторме волны как правило частые, высокие и короткие, а от катеров волны более пологие чтоли, с ними проще.
Вот вроде бы и все основные советы. Удачи на сплавах!